ОБРАЗ - Я КВАЗИИЗМЕРЕНИЯ
Четверг, 13.08.2020, 15:15
Меню сайта

Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
  • АЛЬФА-ОМЕГА

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ОБРАЗ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    УДК 159.9 СТАТЬЯ:
    Стабилометрическая оценка уровня развития психических образов человека в процессе определения готовности к профессиональной деятельности.
    Звоников В.М. – доктор медицинских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой Московского гуманитарного университета, Россия.
    Масленникова Е.И. – аспирантка Московского гуманитарного университета, Россия.

    В статье представлена новая методика для оценки уровня развития психических образов на основе стабилометрии. Используемый подход, в отличие от существующих методов субъективной оценки образной сферы человека, позволяет получать количественные и качественные характеристики вторичных психических образов, оценивать их временные и пространственные параметры, а также дает возможность оценивать динамику формирования вторичных психических образов в процессе совершенствования профессионального и спортивного мастерства.

    Ключевые слова: психический образ, стабилометрия, функция равновесия тела, центр давления тела, идеомоторные действия, моторный компонент.

    Stabilometrichesky estimation of a level of development of mental images of the person in the course of definition of readiness for professional work

    In article the new technique for an estimation of a level of development of mental images on a basis stabilometry is presented. The used approach, unlike existing methods of value judgment of figurative sphere of the person, allows to receive quantitative and qualitative characteristics of secondary mental images, to estimate their time and spatial parameters, and also gives the chance to estimate dynamics of formation of secondary mental images in the course of perfection of professional and sports skill.
    Keywords: a mental image, stabilometry, function of balance of a body, the pressure center body, ideomotor actions, a motor component.

    К проблеме изучения образной сферы человека, которая принадлежит к числу фундаментальных, обращались практически все видные ученые – психологи.  Теоретическая концепция образного отражения разработана в трудах Б.Г.Ананьева [1,2], С.В.Кравкова [8], А.Н.Леонтьева [9], С.Л.Рубинштейна [12], А.А.Смирнова [14], Б.М.Теплова [16] и их последователями. Значительный вклад в исследование психологии вторичного образа внес  А.А.Гостев. В своих работах он отмечал наличие противоречия между актуальностью изучения вторичных образов и состоянием освоения проблемы. Несмотря на растущее внимание к образной проблематике самых разных областей психологии и смежных наук, приходится кон­статировать отставание в изучении образной сферы человека по срав­нению с другими психическими процессами. Современное научное знание природы и функционирования вторичных образов харак­теризуется терминологической неоднозначностью, неполнотой, «раз­мытостью» [3].

    Исследование образной сферы человека имеет важное значение для решения прикладных задач, особенно, когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, формировании и совершенствовании его спортивно-технического мастерства.

    Понятия "образ полета”, "образ фигуры”, "зрительный образ” издавна применялись при обучении летчиков и курсантов летных училищ. В частности, Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко в определении подхода к изучению образных компонентов летной деятельности руководствовались методологией исследований, одним из важнейших принципов которой, является принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип требует при анализе психических процессов рассматривать их не как изолированно существующие явления, а изучать их в контексте реальной (или моделируемой в условиях эксперимента) деятельности. Выявлены некоторые особенности формирования образа, адекватного задачам человека в конкретных ситуациях полета. Показано, что при обучении основной эффект дает не столько отработка исполнительских действий до уровня навыка, сколько формирование образа ситуации. О содержании психического образа не удается судить только по внешним показателям поведения. Структура, свойства, функции образа — внутренние составляющие деятельности, ее интимные механизмы. Для их выявления необходимо комплексное изучение и всесторонняя регистрация параметров поведения, а также состояния человека, с тем чтобы на основании системы признаков, прямых и косвенных, но объективных показателей действий получать данные, которые позволяли бы судить о содержании образа [5].

    А.Ц.Пуни [10] и Е.Н.Сурков [15] установили, что существует связь образной сферы человека и моторных компонентов при организации целостной психической деятельности, что является важным при формировании и совершенствовании его спортивного мастерства.

    Дальнейшее развитие связи образной сферы и моторных компонентов  в профессиональной деятельности получило отражение  в исследованиях и разработках Л.П.Гримака, В.М.Звоникова, А.И.Скрыпникова. В данных исследованиях было показано, что использование идеомоторной тренировки в сочетании с модифицированными приемами аутогенной тренировки позволяют значительно ускорить процесс формирования летных навыков у курсантов, ускорить процесс обучения и снизить эмоциональную напряженность при освоении новых элементов пилотирования [4,6].

    Как правило, исследования образной сферы человека осуществляются с помощью методов субъективной оценки образов человека. В своей работе Дж.Т.Э. Ричардсон писал о «внутренней образности» (например, яркости, четкости или контролируемости), а также степени структурного соответствия между мысленными образами и отображенными в них физическими объектами, подробно рассматривал методы субъективной оценки образов человека. К ним относятся «Опросник на мысленные образы» (ОМО) Шихана (Sheehan), «Опросник на яркость зрительных образов» (ОЯЗО) Маркса (Marks), «Опросник на яркость двигательных образов» (ОЯДО) Айзака, Маркса и Рассела (Issaac, Marks, Russel), тесты на пространственную способность и др. [11].

    В представляемой методике оценка сформированности психического образа осуществляется путем сравнения характеристик произвольных моторных действий, сопровождающих реальную сложнокоординированную деятельность (отслеживание маркером – прицелом контуров геометрических фигур «КРУГ» и «ВОЛНА» путем изменения положения собственной вертикальной позы) с характеристиками действий при выполнении задания с закрытыми глазами и их идеомоторным выполнением.

    В качестве инструментария был использован стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью «Стабилан-01 производства ЗАО «ОКБ «РИТМ» г. Таганрог, Россия. Компьютерный стабилографический комплекс включает в себя ПЭВМ, стабилоплатформу и комплект датчиков для съема физиологических параметров (при соответствующем исполнении). К этой платформе, на которой в положении стоя располагается человек, крепятся датчики силы, с помощью которых измеряются реакции опор, а затем вычисляются координаты центра давления (ЦД), оказываемого человеком на силовоспринимающую поверхность стабилоплатформы.

    Основой компьютерных стабилографических исследований является оценка биомеханических показателей человека в процессе поддержания им вертикальной позы в положении стоя. Функция равновесия тела человека является одной из базисных и интегральных функций в организме. Ее качество индивидуально для каждого человека. В обеспечении позы человека участвует значительное количе­ство мышц, активность которых согласованно регулируется не только в условиях спокойного стояния, но и при осуществлении произвольных движений [7,13].

    Для проведения данного исследования была использована стабилографическая проба, которая позволяет оценить психомоторные функции человека при различных ментальных, в том числе и идеомоторных актах.

    Было разработано и использовано приспособление в виде маркера - прицела, которое крепится на голове испытуемого с одновременной фиксацией  шейного и поясничного отделов позвоночника.

    В задачу испытуемых, находящихся на стабилоплатформе, входило, с помощью изменения вертикального положения тела, отслеживание маркером – прицелом контура геометрических фигур, нарисованных на плакатах. Плакаты были размещены на уровне глаз на расстоянии двух метров от стабилоплатформы.

    Испытуемые отслеживали две геометрические фигуры «КРУГ» и «ВОЛНА». Каждый из экспериментов включал три этапа:

         I этап (фоновый) предназначен для оценки индивидуальных параметров вертикальной позы человека, включал в себя две пробы – стоя спокойно с открытыми и  закрытыми глазами. Пробы проводились последовательно, одна за другой. В каждой пробе производилась запись сигнала, длительность которого составляла 20 секунд.
         II этап предназначен для оценки изменений в поддержании вертикальной позы при отслеживании с помощью маркера - прицела контура сложной геометрической фигуры «КРУГ».
         III этап состоял  в отслеживании с помощью маркера – прицела контура геометрической фигуры «ВОЛНА».

    Выполнение II и III этапов состояло из 3-х проб.

    Первая проба заключалась в отслеживании маркером – прицелом контура заданной фигуры путем произвольного изменения вертикальной позы. Вторая проба выполнялась с закрытыми глазами и заключалась в, как можно более точном, воспроизведении реального отслеживания фигуры, произведенного в первом задании. Третья проба выполнялась с закрытыми глазами и включала в себя идеомоторное (без реальных произвольных движений) мысленное воспроизведение первой пробы.

    Перед началом эксперимента испытуемым была дана возможность тренировочного отслеживания фигур.

    Были обследованы две группы – спасатели - парашютисты МЧС России (21 человек), и студенты Московского гуманитарного университета (58 человек).

    Группа спасателей – парашютистов - это люди разного уровня профессиональной подготовленности, но в основном, имеющих  достаточно высокий уровень профессионального мастерства. Психический образ предстоящей деятельности у спасателей - парашютистов достаточно сформирован и заключается в сложнокоординированных действиях, которые не встречаются в реальной жизни. Данная группа взята в качестве эталона.

    Оценка динамики моторных компонентов при выполнении всех проб осуществлялась на основании изменений ЦД позы испытуемых по значениям X (фронталь, мм) и Y (саггиталь, мм). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью методов вариационной  статистики и корреляционного анализа с использованием программы Statistica 6. В рамках данной работы корреляционный анализ проводился индивидуально для результатов каждого испытуемого. При этом в качестве своеобразного эталона использовались значения X и Y при выполнении проб «КРУГ» и «ВОЛНА» с открытыми глазами. Анализ изменений параметров ЦД испытуемых осуществлялся ежесекундно. Среднее время по группам при выполнении эталонных проб составляло 20±4,2 сек, т.е. для анализа использовалось от 15 до 25 пар значений ЦД испытуемых по X и Y. Таким образом, для каждого испытуемого вычислялся своеобразный коэффициент синхронии между эталоном – качество выполнения задания с открытыми глазами и качеством того же задания при его выполнении с закрытыми глазами, а также при его мысленном представлении, критическими значениями r считались показатели, обеспечивающие p < 0,001.

    РЕЗУЛЬТАТЫ:
    Анализ результатов проведенных экспериментов позволил установить достаточно высокий процент лиц, имеющих выраженные достоверные корреляционные связи между моторными компонентами (по X и Y) при выполнении реальных действий по отслеживанию контуров фигур «КРУГ» и «ВОЛНА», при воспроизведении отслеживания с закрытыми глазами, а также при идеомоторном воспроизведении заданий.

    Как видно из данных, представленных в таблице, наиболее большой процент лиц с выраженной синхронией параметров ЦД по X отмечается при выполнении задания «ВОЛНА» с закрытыми глазами. При выполнении задания «КРУГ» процент лиц, точно воспроизводящих задание достоверно, ниже. Так в группе спасателей по значению X он ниже в 1,9 раза, а в группе студентов в 1,5 раза. Обратная картина отмечается при оценке процента лиц с выраженной синхронией результатов по значению Y. Здесь, как у спасателей, так и у студентов наибольший процент лиц с высокой синхронией результатов по Y отмечается при выполнении пробы с закрытыми глазами во время выполнения задания «КРУГ». У спасателей при выполнении пробы «ВОЛНА» в 4,5 раза, а у студентов в 2,6 раза. Данные различия свидетельствуют о разной роли управляющих движений по каналам X и Y при выполнении заданий «КРУГ» и «ВОЛНА». Однако, в целом процент лиц с высоким уровнем синхронии выше при выполнении заданий с закрытыми глазами, чем при выполнении мысленного представления тех же заданий.

    Проба с закрытыми глазами в большей степени направлена на тестирование мышечной памяти, хотя, безусловно, включает и образный компонент. Интересно, что по результатам этой пробы, процент лиц с высоким уровнем синхронии у студентов даже выше, чем у спасателей, особенно по значениям Y. Так при выполнении задания  «КРУГ» процент лиц с высокой синхронией у студентов больше в 1,2 раза, а при выполнении задания «ВОЛНА» - в 2,2 раза.

    В целом при выполнении заданий с закрытыми глазами отсутствуют достоверные различия между группами студентов и спасателей по выраженности уровня синхронии. Это обусловлено, прежде всего тем, что превалирующий в данной пробе компонент мышечной памяти в большей степени генотипичен и на его характеристики практически не влияет уровень профессионального мастерства и опыт предшествующей деятельности.

    Несмотря на отсутствие выраженного мышечно-моторного компонента при идеомоторном выполнении заданий (рис. 1-4), изучение характеристик идеомоторных движений позволило установить достаточно высокий процент лиц, и прежде всего среди спасателей – парашютистов, имеющих высокий уровень синхронизации реальных и идеомоторных движений, как при выполнении задания «КРУГ», так и выполнении задания «ВОЛНА» (см. таблицу).

    Рис. 1 Стабилограмма испытуемого, имеющего наибольшее количество корреляционных связей между реальными действиями и идеомоторными  при отслеживании с помощью маркера – прицела траектории геометрической фигуры «КРУГ».

    Рис. 2  Стабилограмма испытуемого, имеющего наименьшее количество корреляционных связей между реальными действиями и идеомоторными  при отслеживании с помощью маркера – прицела траектории геометрической фигуры «КРУГ».

    Рис. 3  Стабилограмма испытуемого, имеющего наибольшее количество корреляционных связей при отслеживании с помощью маркера - прицела траектории геометрической фигуры «ВОЛНА».

    Рис. 4  Стабилограмма испытуемого, имеющего наименьшее количество корреляционных связей при отслеживании с помощью маркера - прицела траектории геометрической фигуры «ВОЛНА».

    Так, по всем изучаемым параметрам синхронизации, отмечаются достоверные различия между группами, свидетельствующие о более быстром и точном формировании психического образа в группе спасателей, чем у студентов, за исключением значений по параметру Y при выполнении задания «КРУГ», где различия недостоверны.

    Обращают на себя внимание различия между выполнением заданий с закрытыми  глазами и идеомоторным выполнением заданий. Так, если в группе спасателей количество лиц с высоким уровнем синхронии при идеомоторном выполнении задания по параметру X по сравнению с выполнением задания с закрытыми глазами снижается в 1,4 раза («КРУГ») и в 1,9 раза («ВОЛНА»), то в группе студентов количество лиц уменьшается соответственно в 3,9 раза («КРУГ») и в 3,1 раза («ВОЛНА»).

    Полученные данные позволяют заключить, что профессиональная деятельность спасателя – парашютиста вырабатывает навыки по формированию и управлению вторичными психическими образами, которые могут эффективно их использовать и в деятельности, не связанной с основной профессией.

    ВЫВОДЫ:
         1.  Стабилометрия позволяет фиксировать и объективно оценивать динамические идеомоторные характеристики психического образа при представлении реальной или моделируемой деятельности.
         2.  Уровень развития образной сферы человека может изучаться не только с помощью субъективного  психометрического шкалирования, но и с помощью фиксации объективных характеристик идеомоторных движений в процессе стабилометрии.
         3.  Профессиональная деятельность способствует выработке навыков по формированию и использованию психических образов.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1.  Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во ЛГУ,  1960. – С. 486.
    2.  Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ,  1961. –  С. 456.
    3.  Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН,  2007. –  С. 510.
    4.  Гримак Л.П., Звоников В.М., Скрыпников А.И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора. // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности.  М: Наука,  1983. – С. 150-167.
    5.  Завалова Н.Д, Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. – С. 174.
    6.  Звоников В.М. Использование идеомоторной тренировки на фоне релаксации в процессе летного обучения курсантов. // Военно-медицинский журнал, 1979. № 12. – С. 48-49.
    7.  Звоников В.М., Люцкий И.М., Усачев В.И., Слива С.С.  Возможности компьютерной стабилографии в оценке функционального состояния человека. // Сборник статей по стабилографии. Отв. ред. С.С. Слива. Таганрог: ЗАО «ОКБ «РИТМ», 2005. – С. 88-89.
    8.   Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. М.: Изд-во АН СССР, 1948. –  С. 128.
    9.   Леонтьев А.Н. Психология образа. // Вести. МГУ. Психология. Сер. 14, 1979. № 2. –   С. 3-13.
    10.  Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. – С. 88.
    11.  Ричардсон  Дж.Т.Э. Мысленные образы. Когнитивный подход. М.: Когнито-Центр, 2006. –  С. 174.
    12.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. –  С. 704.
    13.  Слива С.С. Отечественная компьютерная стабилография: технический уровень, функциональные возможности и области применения // Медицинская техника, 2005. № 1. – С. 32-36.
    14.  Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. –  С. 422.
    15.  Сурков Е.Н., Пуни А.Ц., Захарянц Ю.З. Электромиографическое исследование представления движений при овладении гимнастическими упражнениями. // Вопросы психологии,  1961. № 4 – С. 87-100.
    16.  Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР,  1961. –  С. 535.